"Детский сад года" Всероссийский открытый смотр-конкурс 2020



 
РЕЗОЛЮЦИЯ V Всероссийского съезда работников дошкольного образования
г. Москва                                                                                 23-24 ноября 2018 года
 
В работе V Всероссийского съезда работников дошкольного образования (далее – Съезд) приняли участие 395 делегатов из 78 субъектов Российской Федерации, в том числе представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (109 человек), представители научно-педагогического сообщества (128 человек), работники дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) (193 человека, из них: заведующих – 76, воспитателей – 96, методистов – 21).
Почётными гостями Съезда стали представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Ценностно-смысловой контекст работы Съезда 2018 года – года начала Десятилетия детства – определили вопросы ценностного отношения к детству, внимания к трансформациям феномена детства в современном мире, детствосбережения, развития образования в интересах детства.
Участники Съезда отметили, что реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) позволила повысить качество дошкольного образования через обновление основных образовательных программ ДОО и организацию повышения квалификации воспитателей, методистов, старших воспитателей, специалистов сопровождения, администраций ДОО, позитивно повлияла на организацию образовательной деятельности, способствовала повышению результатов оценки работы ДОО родителями.
На пленарных заседаниях, секциях и дискуссионных площадках Съезда состоялось обсуждение таких актуальных вопросов, как:
- нормативно-правовое и кадровое обеспечение развития дошкольного образования;
- совершенствование компетенций педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС ДО;
- национальная система оценки качества дошкольного образования: какой ей быть?
- вариативные формы дошкольного образования: настоящее и будущее;
- «ясли» будущего: новая роль «яслей» в современном образовательном пространстве;
- адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования: особенности разработки и реализации;
- проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях;
- педагогическое просвещение родителей и взаимодействие образовательной организации и семьи: опыт и новые формы;
- профессиональная подготовка кадров для системы дошкольного образования: содержание, технологии, оценка;
- здоровый детский сад: старт на активное долголетие;
- особенности реализации задач дошкольного образования в многоуровневых образовательных организациях;
- современные технологии социализации ребенка в условиях общественного и семейного воспитания;
особенности организации развивающей образовательной среды для дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;
- информационно-коммуникационные технологии дошкольного образования и информационная среда: потенциальные возможности и риски;
- дополнительное образование дошкольников;
- организация и содержание дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- преемственность дошкольного и начального общего образования.
По итогам работы Съезда делегатами были сформулированы следующие предложения.
1. Министерству просвещения Российской Федерации:
- продолжить работу, направленную на повышение статуса, престижа профессии педагога дошкольного образования, разработать и реализовать комплекс соответствующих мер;
- проработать вопрос о внесении изменений в статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающих передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, учитывая, что согласно статье 64 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) имеют право на предоставление такой помощи без взимания платы;
- провести в субъектах Российской Федерации анализ правоприменительной практики Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с выработкой предложений по их совершенствованию (при наличии такой потребности);
- внести изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» в части расчета штатных единиц учителей-дефектологов (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учителя - логопеда, педагога-психолога, тьютора при создании условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ;
- предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных исследований в области дошкольного образования, воспитания дошкольников в образовательной организации и семье на основе изучения трансформаций феномена детства в современном мире, актуальных научно обоснованных методологических подходов к проектированию программ и моделей дошкольного образования, пространства нравственного развития дошкольников, проблем информационной социализации детей;
 
- разработать методические рекомендации по организации образования детей с ОВЗ в группах комбинированной, общеразвивающей и оздоровительной направленности;
- обобщить лучшие практики дошкольного образования, в том числе в части проектирования и реализации инновационных образовательных программ и моделей, результативных методов и технологий, создания условий для физического, нравственного и духовно-нравственного воспитания детей;
- провести всероссийское совещание по проблемам подготовки кадров для системы дошкольного образования с участием заинтересованных сторон, в том числе представителей систем среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования;
- разработать систему мер по созданию комплексных условий для повышения профессионального уровня педагогов сферы дошкольного образования, в том числе: в части модернизации системы подготовки, переподготовки (повышения квалификации), совершенствования и развития профессионального конкурсного движения, развития наставничества в организациях дошкольного образования, совершенствования аттестации (оценки уровня квалификации), совершенствования и повышения уровня материальных и моральных стимулов к качественному труду, повышения престижа профессии;
- проработать вопрос осуществления процедуры психолого-педагогической экспертизы пособий для ДОО, а также детских игр, игрушек, игрового и физкультурно-спортивного оборудования;
- организовать работу по формированию концепции оценки качества дошкольного образования с учетом международного опыта и практики российских исследований качества дошкольного образования;
обеспечивать реализацию мероприятий по формированию и функционированию единой национальной системы оценки качества дошкольного образования;
- провести мониторинг региональных систем оценки качества дошкольного образования на предмет соответствия их критериальной базы положениям ФГОС ДО, в том числе в части недопущения использования результатов оценки детских достижений в определении качества работы ДОО;
- выявлять и распространять лучшие модели управления дошкольным образованием, обеспечивающие его доступность и качество;
- разработать методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОО, по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения комплексной безопасности в ДОО;
- определить систему мер, гарантирующих создание специальных условий, обеспечивающих доступ к инклюзивному образованию детей с ОВЗ, включая меры финансовой, организационной, методической и дидактической поддержки детей с инвалидностью и ОВЗ в дошкольном образовании; меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников с целью овладения ими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; меры по созданию условий труда, включая материальные (установление надбавок воспитателям, старшим воспитателям) для педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование;
- разработать нормативно-правовое обеспечение для организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального и дошкольного образования, предусматривающее возможность непрерывного профессионального роста педагогов дошкольного образования; принять меры по созданию условий для организации образовательной деятельности в группах раннего возраста с обучающимися до 3-х лет.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования:
- обеспечить целевое обучение в структуре дополнительного профессионального образования руководителей ДОО, формирование у них компетентной позиции работодателя в системе образовательных отношений для осуществления ими управленческих действий в соответствии с новыми законодательными нормами и правилами;
- предусмотреть финансовое обеспечение создания в ДОО необходимых кадровых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО (пункт 3.4. ФГОС ДО);
- обеспечить качество повышения квалификации и переподготовки работников дошкольного образования в организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования с учётом современных требований к педагогическим и руководящим кадрам;
- обеспечивать применение персонифицированного финансирования дополнительного профессионального образования педагогических работников ДОО (на основе утвержденных нормативов финансирования) с выдачей сертификатов на освоение дополнительных профессиональных программ и правом выбора формы, содержания и места их освоения, в том числе в целях стимулирования актуального обновления содержания программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки;
- активизировать работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре фонда оплаты труда работников ДОО, (в том числе при определении нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования) в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также обеспечивать учет положений Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (2017 г.);
- в качестве дополнительной меры по сокращению и устранению избыточной отчетности педагогических работников внести в региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры ДОО положений о том, что конкретные должностные обязанности педагогических работников, связанные с ведением ими документации, определяются трудовыми договорами;
- создавать условия педагогическим работникам ДОО, обеспечивающие непрерывное педагогическое образование;
- выявлять и распространять лучшие практики ранней профориентации обучающихся общеобразовательных организаций (педагогические классы, социальная практика на базе ДОО и др.).
 
3. Организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования:
- определить актуальные направления и обеспечить реализацию программ родительского просвещения в ДОО как условие повышения качества воспитания, включать в тематику вопросы семейного права и финансовой грамотности родителей, истории семьи и ее традиций, духовного, нравственного и трудового воспитания;
- совершенствовать методики и технологии физического развития обучающихся в рамках основных образовательных программ дошкольного образования ДОО;
- выявлять, обобщать и популяризировать (в том числе через СМИ) лучшие практики участия родителей в образовательной деятельности ДОО;
- совершенствовать механизмы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников путем разнообразия творческих мероприятий и внедрения инновационных технологий.
4. Образовательным организациям высшего образования, реализующим программы подготовки кадров в области дошкольного образования:
- разработать матрицы профессиональных компетенций, возможные варианты персональной карты профессионального развития (в том числе в виде электронного ресурса), позволяющие персонализировать высшее, среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование педагогов;
- при разработке образовательных программ высшего образования акцентировать внимание на сохранении базовых ценностей воспитания и образования, духовно-нравственного воспитания студентов, развития их ценностных ориентаций.
5. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:
- проработать вопрос и принять меры по реализации программы обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, специалистами из числа учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, путем последовательного увеличения бюджетных мест для подготовки (переподготовки) лиц по этим направлениям в организациях высшего образования. 6. Министерству просвещения Российской Федерации с участием Общероссийского Профсоюза образования:
- проработать вопрос о внесении профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» обобщенных трудовых функций педагогических работников, замещающих должности «воспитатель» (включая должность «старший воспитатель»).